Техосмотр и ОСАГО ждут очередные реформы

В законах, регламентирующих ОСАГО и техосмотр по-прежнему слишком много неясностей. Депутаты Госдумы пытаются разрешить существующие недочеты, однако не совсем результативно. Новый пакет поправок будет обсуждаться в парламенте в мае. Тем временем, страховщики ждут, когда все противоречия будут устранены, чтобы продолжать работать.

Одна из инициатив призвана приравнять техническое обслуживание автомобиля к прохождению техосмотра. По сути, большая часть процессов и проверок, которым подвергают автомобиль во время технического обслуживания, совпадает с тем, что происходит во время техосмотра.

Дело в том, что многие автомобилисты, после покупки машины проходят эту процедуру регулярно в авторизованном автосервисе. Это обычно необходимо для сохранения гарантии на авто. Также, иногда техническое облуживание предоставляется в качестве подарка владельцу авто во время приобретения. Вопрос простой – зачем процедуры дублируются. На это тратятся лишнее время и лишние деньги. Тем более что каждая точка технического обслуживания, имея определенный набор оборудования, сама может авторизоваться в РСА.

Надо заметить, что Российский союз автостраховщиков уже довольно давно выступает с инициативой заключать договоры по ОСАГО с владельцами новых автомобилей без предъявления документов о техосмотре. С одной стороны – это разумно и с точки зрения здравого смысла техосмотр проводить у автомобиля, который только что куплен не нужно. С другой стороны, некоторые автомобилисты обсуждают на форумах довольно серьезные нарушения, которые были обнаружены именно во время проведения этой процедуры у новых авто.

Еще один момент, который будет решаться, касается выдачи талонов ТО теми автосервисами, которые занимаются обслуживанием только одного бренда. Получается, что официальные дилеры марок смогут дать возможность своим клиентам проходит техническое обслуживание, которое одновременно будет являться техосмотром.

Также, новые поправки могут ввести в действие так называемое "краткосрочное ОСАГО". Депутаты считают, что автомобилистам надо дать возможность получать полисы обязательного страхования без предъявления талона техосмотра на период до 15 суток. Такой механизм будет чрезвычайно удобен для тех, кто только что купил автомобиль.

Без возможности краткосрочного страхования, логика ОСАГО несколько страдает. Для того чтобы получить ОСАГО, нужно предъявить талон ТО. Для того чтобы пройти техосмотр нужно выезжать на дорогу. Без полиса.

Однако, полисы, несмотря на удобства, которые будут давать страховщикам, дешевыми не окажутся. "Они достаточно дорогие, - говорит Евгений Дубенский, -конечно, если исходить из периода страхования. Конечно, он будет дешевле, чем годовой, но если вы пересчитаете, то здесь, в этой ситуации могут быть тарифы совершенно другие. На мой взгляд, такие уточнения – они кардинально ситуацию, на мой взгляд, не меняют ни в ту, ни в другую сторону. Поэтому, эта поправка, наверное, логичная, разумная. Здесь важно другое – чтобы те владельцы, которые будут покупать эти "короткие" полисы в принципе только с ними не оставались".

Закон о техосмотре вступил в силу 1 января 2012 года. Документ передал все механизмы, которые ранее осуществлялись ГИБДД в руки страховых организаций. Надо сказать, что закон "назрел" и был вызван частыми злоупотреблениями, с которыми раньше сталкивались автомобилисты. Более того, ГИБДД лишили права не только выдавать талоны ТО, но и проверять их. Пройти техосмотр стало возможно в любой точке, которая была авторизированна Российской ассоциацией автостраховщиков. Также, освободили от техосмотра авто, которые были произведены менее трех лет назад.

Закон оказался довольно плохо проработанным. Предпринималось несколько попыток его доработки, однако, ничего существенного в нем не поменялось.